История архитектуры История Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург
Зимний дворец
Архитектор А. Брюллов
Городская архитектура
Легенды петербургских садов и парков
История искусства средних веков
Архитектурные стили
Живопись
Курс лекций история искусства
Русский театр
Стилевые направления в дизайне
История искусства ранних веков
Искусство Древнего Мира
Древнеруская архитектура
Мозаика и фреска
Иконопись
Художественное оформление книги
Ювелирное искусство
Туризм Остров Пасхи
Миссионеры на острове Пасхи
Общинные и семейные обычаи и обряды
Искусство острова Пасхи
Испания
фиеста, фламенко, коррида
Турцентры Испании
Коста -Дорада
Районы северо-западного побережья
Города искусств Андалузии
Королевский монастырь Санто Томас
Старый собор имеет Башню Гальо
Наварра
Главные центры бурной ночной жизни
Канарские острова
Остров Гран Канария
пляжи Папагайо
Мальдивские острова
Традиционная одежда мальдивссих женщин
островные деревни
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Шоппинг
Выставка местных ремесел
РАЗМЕЩЕНИЕ НА КУРОРТАХ
Сафари, дайвинг, активный отдых
ПОДВОДНОЕ ПЛАВАНИЕ.
Зоны серфинга и близлежащие острова
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КИТАМИ И ДЕЛЬФИНАМИ.
Джумхури Майдан
Все курорты Северного Мале
Курорт Four Seasons на острове Куда Xypaa
СЕВЕРНЫЙ НИЛАНДХЕ
ЮЖНЫЙ ХУВАДХУ

Сенная площадь

Обуховская площадь На пересечении Московского проспекта и правобережной набережной реки Фонтанки находится полукруглая площадь периметром 378 метров. Создание площади предусматривалось планом архитектора Алексея Квасова ещё в 1760‑х годах. Устроена же она была в конце XVIII века.

Собор Владимирской иконы Божией Матери В XVII веке на этом месте стояла деревянная церковь, посвященная иконе Владимирской Божией Матери, а в округе селились семьи дворцовой прислуги. Позднее здесь оседала городская беднота, мелкие чиновники, мещане, мастеровые, работный люд – эти люди были прихожанами храма. Но деревянная церковь со временем перестала вмещать всех желающих.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа Рябь канала Грибоедова; мостовая; разноликая толпа людей; экскурсионные автобусы, сменяя друг друга, причаливают к Конюшенной площади – привычная картина пестрой суеты петербургского центра.

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Церковь иконы Смоленской Божьей Матери Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери среди всех построек кладбища – самая известная и старинная. Первый, еще деревянный, храм во имя иконы Смоленской Божией Матери был освящен в 1760 году. Спустя шестнадцать лет его настоятель, протоиерей Георгий Петров, человек энергичный и действенный, собрал средства, чтобы на месте деревянного храма вырос каменный. По проекту профессора, академика архитектуры Алексея Алексеевича Иванова была выстроена церковь. Иконостас для нее вырезали охтинские мастера во главе с Яковом Дунаевым. Известные академики живописи И. А. Акимов и Г. И. Козлов написали храмовые иконы

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Васильевский остров и сейчас самое удивительное место в городе, а в начале XVIII века Петр хотел создать здесь центр и построить сеть каналов, так поразивших его во время поездки в Амстердам. Но осуществить идею Петра не удалось: каналы засыпали, и лишь остались линии‑улицы, напоминая о грандиозных замыслах царя‑реформатора.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте Петр приказал снести крепость, а на месте шведской церкви построили православную церковь Святой Марии Магдалины. Судьба храма была печальна. Его несколько раз перестраивали: и при Екатерине Великой, и при Николае I, и при Александре II. В 30‑е годы XX столетия церковь закрыли, а позднее здание снесли.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете Был объявлен конкурс, но ни один из проектов не понравился правлению института, и сооружение храма отложили на годы. Лишь спустя 10 лет нашелся нужный проект. Его автором был «свой» архитектор – Иосиф Владимирович Падлевский, преподававший в институте курс рисования. Он принимал участие в строительстве корпусов института в команде Вирриха и создал проект храма, удивительно легко вписавшийся в архитектурный комплекс зданий. Церковь была пристроена к юго‑западному крылу корпуса бывшего студенческого общежития и выходит в институтский дворик.

Церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого Александро‑Свирского монастыря Здесь, на территории, принадлежащей Александро‑Свирскому монастырю, стояла удивительно красивая церковь, посвященная святым Александру Свирскому и Александру Невскому. Строил ее Николай Гребенка, а позднее перестраивал Николай Никонов. Но в 1932 году церковь и все здания подворья были разрушены, а уцелевшие корпуса отданы Противотуберкулезному диспансеру.

Церковь Богоявления Господня Большой остров в Невской дельте, омываемый водами Невы, реки Екатерингофки и Морского канала, не раз менял очертания и названия. В давние времена финны называли его Кустарниковый, при Петре Великом – Незаселенным, а потом – Святой Екатерины, Круглый, Приморский, Новосильцов. Но когда в середине XVIII века этот остров купил купец – судостроитель Конон Гутуев, его стали называть по имени владельца – Гутуевским. Это имя носит остров и сегодня.

Собор Воскресения Христова (Смольный собор) Верхняя часть собора, выполненного в стиле барокко – с четырьмя луковичными главками, расположенными на многоярусных башнях‑колокольнях, – кажется единым целым, как бы вырастающим из объема храма. Смольный собор поражает своей величественностью и грациозностью. Рядом на площади – такие же бело‑голубые монастырские корпуса, расположенные в виде каре, по четырем углам которого возвышаются главки церквей во имя св. Захария и Елизаветы, св. Екатерины, св. Александра Невского и св. Марии Магдалины.

Для соблюдения порядка торговли обширную территорию Большой площади разделили на участки, называвшиеся по продаваемому товару: Конная площадка, Сенная площадка, Дровяная площадка. Постепенно название Сенной площадки, расположенной ближе к мосту через Фонтанку, то есть ко въезду на площадь по загородной дороге, распространилось на всю площадь, став с середины 1760‑х годов её официальным названием. Многие крестьяне, спешившие в Петербург торговать своим товаром, останавливались на Сенной площади, чтобы продать сено, солому, мясо, рыбу, кур, гусей, овощи, молочные продукты. Весной и в начале лета на Сенном рынке можно было также купить деревья и цветы. В это время правая сторона площади превращалась в импровизированный сад, который, как правило, исчезал в конце мая, к Троицыну дню.

В 1740‑х годах началось строительство деревянной церкви Сретения Господня, правда, вскоре её разобрали. На её месте в 1753–1765 годах вырос каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный на средства известного купца‑миллионщика Саввы Яковлева, которому принадлежала южная половина Сенной площади и весь квартал от Садовой до Фонтанки между Гороховой улицей и Обуховским проспектом.

Барочный храм Успения Пресвятой Богородицы был настолько красив и совершенен, что искусствоведы долгое время считали, что автором его проекта был архитектор Франческо‑Бартоломео Растрелли. Но об этом спорят и сегодня!

А.П. Брюллов. Вид Сенной площади. 1822 г.

Пятиглавый, лёгкий и воздушный храм стал архитектурной доминантой площади. Способный вместить до 5 тысяч верующих, он был одним из самых больших храмов Северной столицы. В народе его чаще называли Спас‑на‑Сенной. В XIX веке храм неоднократно перестраивался и расширялся, в результате чего архитектура храма несколько утяжелилась. Западный портал храма прекрасно гармонировал с портиком здания Гауптвахты Сенного рынка, возведённого в 1818–1820 годах архитектором Викентием Беретти для полицейского надзора на рынке. Портики Гауптвахты и храма служили своеобразными пропилеями при въезде в центр города по Садовой улице. Одноэтажное здание Гауптвахты с четырёхколонным портиком является сегодня практически единственной из сохранившихся на площади построек XIX века – остальные были разрушены во время Великой Отечественной войны.

Торговые павильоны на Сенной площади. 1900‑е гг.

Во второй половине XIX века Сенная площадь превратилась в одну из самых многолюдных площадей Петербурга, и поэтому благоустройство площади и находящегося на ней рынка стало чрезвычайно актуальной задачей. Для этого в 1883–1886 годах по проекту архитектора Иеронима Китнера построили четыре здания продовольственного Сенного рынка. Но, несмотря на все попытки городских властей благоустроить и облагородить Сенную площадь, грязная и многолюдная, она оставалась самым злачным местом Петербурга. Здесь было сосредоточено множество питейных заведений, ночлежек и притонов.

Площадь Мира. 1950‑е гг. Обратите внимание на заметные разрушения храма

В начале 1930‑х годов начались работы по реконструкции Сенной площади. Старинные постройки продовольственного рынка разобрали, а сам рынок, который в духе времени стали называть Октябрьским колхозным рынком, перенесли на новое место, к началу Московского проспекта.

В декабре 1952 года, когда многие улицы, переулки и площади взамен своих исторических названий получили имена, никак не связанные с историей города, Сенную площадь переименовали в площадь Мира.

В начале 1960‑х годов решили взорвать храм Спаса‑на‑Сенной. По мнению тогдашних градоначальников, он не представлял никакой архитектурной и культурной ценности.

В непосредственной близости от места снесённого храма к середине 1963 года по проекту архитекторов Арона Гецкина и Валентины Шуваловой построили наземный павильон станции метро, названной по имени площади – «Площадь Мира». Станцию открыли 1 июля 1963 года. В 1991 году площади вернули её историческое имя, а в следующем сменили название и станции метро.

В конце декабря 1991 года рядом с началом Московского проспекта на площади открыли вход в подземный вестибюль станции метро «Садовая», соединённый с переходом на станцию «Сенная площадь». Так началось создание сложного пересадочного узла, связавшего впоследствии три линии метрополитена. Вестибюль «Садовой» и подземный переход выполнены по проекту коллектива архитекторов под руководством Валерия Хильченко.

10 июня 1999 года вечером обрушился пятиметровый бетонный козырёк станционного павильона площадью около 50 квадратных метров, в результате чего погибли несколько человек. Для того чтобы трагедия больше не повторилась, укрепили козырьки всех станций метро, а кое‑где их демонтировали.

Накануне празднования трёхсотлетия основания Санкт‑Петербурга провели реконструкцию Сенной площади. Тогда вместо разнообразных ларьков, хаотично расположенных по всей площади, построили торговые павильоны со стилизованными под телеги скамьями между ними.

Сенная площадь

В дни празднования трёхсотлетия города на площади установили скульптуру «Башня Мира». Её авторы – скульптор Клара Хальтер и архитектор Жан‑Мишель Вильмотт. Стела – подарок Петербургу от Франции. Башня состояла из двух прозрачных стеклянных полусфер 18‑метровой высоты, на которых выгравировано слово «мир» на 50 языках. Стеклянное, светящееся в вечернее и ночное время сооружение, простояло, мешая движению транспорта, чуть более семи лет. Из‑за вибрационных воздействий метрополитена и наземного транспорта монумент начал разрушаться, а жарким летом 2010 года одна из полусфер не выдержала суточного перепада температуры и треснула. Восстановление французского подарка признали ненужным, и его разобрали.

Строившееся более 10 лет кирпичное здание за наземным павильоном станции метро «Сенная площадь», в котором предполагалось разместить городской аэровокзал, после его достройки передали торгово‑развлекательному комплексу «ПИК», стеклянно‑бетонный фасад которого резко контрастирует с классицистическими фасадами зданий, обрамляющих Сенную площадь.

Реконструкция площади не завершена: рассматриваются несколько её вариантов, и через несколько лет наш нынешний юный читатель увидит, возможно, обновлённую Сенную площадь без ларьков и развлекательных центров – одну из самых красивых городских площадей!

Вернуться на Главную