Архитектурные стили. Готика, барокко. Романский стиль

Санкт-Петербург
Зимний дворец
Архитектор А. Брюллов
Городская архитектура
Легенды петербургских садов и парков
История искусства средних веков
Архитектурные стили
История русской культуры
Живопись
Курс лекций история искусства
Русский театр
Стилевые направления в дизайне
История искусства ранних веков
Искусство Древнего Мира
Древнеруская архитектура
Мозаика и фреска
Иконопись
Художественное оформление книги
Ювелирное искусство
Ландшафтная архитектура
Ландшафтный дизайн
Туризм Остров Пасхи
Миссионеры на острове Пасхи
Общинные и семейные обычаи и обряды
Искусство острова Пасхи
Испания
фиеста, фламенко, коррида
Турцентры Испании
Коста -Дорада
Районы северо-западного побережья
Города искусств Андалузии
Королевский монастырь Санто Томас
Старый собор имеет Башню Гальо
Наварра
Главные центры бурной ночной жизни
Канарские острова
Остров Гран Канария
пляжи Папагайо
В отпуск по Скандинавским странам
Финляндия
Мальдивские острова
Традиционная одежда мальдивссих женщин
островные деревни
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Шоппинг
Выставка местных ремесел
РАЗМЕЩЕНИЕ НА КУРОРТАХ
Сафари, дайвинг, активный отдых
ПОДВОДНОЕ ПЛАВАНИЕ.
Зоны серфинга и близлежащие острова
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КИТАМИ И ДЕЛЬФИНАМИ.
Джумхури Майдан
Все курорты Северного Мале
Курорт Four Seasons на острове Куда Xypaa
СЕВЕРНЫЙ НИЛАНДХЕ
ЮЖНЫЙ ХУВАДХУ
Прикладное искусство
Декоративные цветы
Начертательная геометрия
Развитие геометрии
Аксонометрические проекции
Взаимное положение прямых и плоскостей
Классификация многогранников
Классификация позиционных задач
Развёртки поверхностей
Способ замены плоскостей проекций

Компьютерная графика

 

Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.). Термин «Готика» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10—12 вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки готики, в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы.

Классическое выражение готический стиль получил во Франции — родине готических соборов. В 12—14 вв. происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: массивность гладких стен, скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость композиций, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость декора.

С готикой связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки

Важную роль в декоративном оформлении интерьера готического собора играло его светоцветовое решение. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора, окно-роза, ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее

Античность – рождение стиля Древняя Греция Начало стиля как такового было положено приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции, искусство которой стало основой для общеевропейской культуры. Мировоззрение древних греков характеризуется предельным рационализмом, стремлением подчинить все логике, что вело к освобождению мышления от рабского подражания, следования канонам

Средневековье Искусство Византии просуществовало приблизительно с I по XV вв. Его главной задачей стало не отображение земного мира, а проникновение за пределы земных вещей, в мир божественный. Устремление к Идее, к Бесконечности стало для византийцев важнейшей эстетической задачей. Если античный храм был перекрыт плоской крышей, то в византийской церкви над центральным кораблем возвышался купол, возносивший зрителя ввысь, к небосводу, – и это конструктивное решение воплощало в себе основной эстетический принцип.

http://v-garant.ru/

В эпоху Возрождения под влиянием технических достижений и научных открытий кардинально менялся образ жизни людей, их мироощущение. В это время на смену феодализму приходит капитализм, средневековому жизненному укладу – технологический, начинается Начинается полоса буржуазных революций. Внешние войны объединяют феодалов в единые централизованные государства. Европейские нации начинают осознавать себя как народы, имеющие общие корни, язык, традиции.

Новое время Барокко Стиль барокко сформировался вслед за плеядой разрушительных войн, в условиях социальной несправедливости, на почве контрреформации и просуществовал с 1600 по 1750 годы. Барокко воплотил в себе чувство падения ренессансных идеалов, а также обостренное осознание социальных, религиозных и экономических кризисов, переживаемых Европой в эту эпоху.

АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.

ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ Середина XVIII века знаменует собой новый этап в архитектурном развитии Петербурга. Этот этап —будем условно называть его елизаветинским— неразрывно связан с деятельностью Растрелли, наложившего властную печать своих вкусов и своего гениального мастерства на архитектуру серединных десятилетий. Развитие архитектуры в ее наиболее высоких проявлениях сосредоточено в эту пору главным образом на дворцовом строительстве. Растрелли создает гигантские дворцовые комплексы как в самом городе, так и в загородных резиденциях

ПЕЙЗАЖНОЕ НАЧАЛО В АРХИТЕКТУРНОМ АНСАМБЛЕ С необыкновенной ясностью и архитектурной силой выражен в Петербурге центр города. Этот центр — не замкнутый ансамбль зданий и площадей, а монументальный архитектурный пейзаж.

КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ Но классицизм развивался и по другому руслу. Если основой петербургской архитектуры были синтезирующие городские ансамбли, то в Москве классицизм проявил себя прежде всего в «малом мире», в мире отдельного жилого дома, особняка, городской усадьбы. Здесь основной темой архитектурных исканий был барский дом и участок земли, с ним связанный. На протяжении XVIII века формируются новые типы городского дома и городской усадьбы

Архитектура в Вене История Вены, насчитывающая 2000 лет, отражена в облике города с неповторимой насыщенностью. План центра Вены восходит к римскому городскому планированию и к средневековой уличной сети. Романские и готические церкви определяют облик улиц и площадей в той же степени, что и дворцы или бюргерские дома этого барочного города-резиденции. Улица Рингштрассе (Ringstraße) является олицетворением современного большого города в понимании людей 19 века, а в 20 веке масштабные жилые комплексы расставили акценты в более удаленных районах

С 1960-х годов молодое поколение начало поиски альтернативных решений спокойному стилю модерн, распространенному в послевоенные годы восстановления. Благодаря своим фантастическим эскизам, а также концептуальным, экспериментальным и, прежде всего, временным архитектурным решениям, интервенциям и инсталляциям, Раймунд Абрахам (Raimund Abraham), Гюнтер Домениг (Günther Domenig), Эйлфрид Хут (Eilfried Huth), Ханс Холляйн (Hans Hollein), Вальтер Пихлер (Walter Pichler), а также группы архитекторов Coop Himmelb(l)au, Haus-Rucker-Co и Missing Link за короткий период привлекли внимание международной общественности.

Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание.

Джованни Лоренцо Бернини

Франческо Борромини

 Последний в тройке великих  римских художников зрелого барокко был Пьетро Берреттини (1596 – 1669), известный под именем Пьетро да Кортона по названию своего родного города в Тоскане

Барокко во Франции

  Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656 – 1723) – один из самых торигинальных архитекторов в Европе того времени.

Барокко в Англии Во Франции и Германии стиль барокко часто применялся для католических сооружений, но Англия, являясь антикатолической страной, долго не воспринимала этот стиль искусства

РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ: Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

ОСОБЕННОСТИ ГОТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Готика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый.

В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий - готическая - возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития.

Архитектура и скульптура готики Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон.

Собор Нотр-Дам в Париже, зодчие Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля, Пьер из Шеля, Рави Жан, 1163 - нач.XIV века

Реймсский собор (заложен в 1211 г., закопчен в 15 в.) — место коронования французских королей — воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями — одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры.

Готический стиль в Германии развивался па основе художественного опыта французов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов. Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики

Клаус Слютер (1340/1350–1406), бургундский скульптор, выходец из Нидерландов. С 1385 работал в Дижоне, с 1389 – придворный мастер бургундского герцога Филиппа Смелого. Самая ранняя из известных работ Слютера – скульптурное украшение портала церкви-усыпальницы бургундских герцогов в огромном картезианском монастыре Шанмоль в Дижоне. Среди статуй портала – образы коленопреклоненного герцога Филиппа Смелого и его супруги Маргариты Фландрской. Эта работа была выполнена ок. 1391–1397, после того, как в 1389 Слютер стал владельцем мастерской Жана де Марвиля.

Основная готическая система разработана французскими зодчими, и во всей Европе ее называли “строительством на французский манер”. В самом деле, готическая архитектура сменила впервые романскую именно во Франции, причем уже во второй половине ХII в. Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть ХII и первая четверть ХIII в. - ранняя готика; с 20-х гг. до конца ХIII в. - зрелая, или высокая готика.

Готика в Нидерландах. В Нидерландах, где благодаря выгодному географическому положению городская торговля процветала уже в романскую пору, рост бюргерства вызвал бурное светское строительство. В последний период средневековья именно в Нидерландах наибольший размах получило строительство общественных зданий - ратуш, торговых рядов и складов, домов цеховых организаций.

Города и замки Германии Майнц - столица земли Райнланд, славится богатой историей. Римское название Могонтиакум (вероятно, кельтского происхождения), город был римским военным лагерем с XIII века до н.э. В III веке римский муниципиум и столица провинции, почти полностью был уничтожен в период массовой миграции.

Динкельсбюль и Нёрдлинген Бывший имперский вольный город Динкельсбюль расположился в идиллической долине реки Вёрнитц. Исторический Старый город с полностью сохранившимися городскими стенами представляет собой памятник культуры. Каждый вечер по старинной традиции совершает здесь свой обход ночной стражник. Гордость города - лучшая зальная церковь Германии – позднеготический монастырь Святого Георгия. Среди других достопримечательностей - Хецельхоф – замок тевтонского ордена и восхитительный "Немецкий дом" с фасадом типа «Фахверк», госпитальный комплекс и «уголок художников» у Ротенбургского пруда с вахтенными домиками и ленивой башней, винный погребок городских старейшин.

Линдерхоф. После посещения Франции, у короля Людвига II появляется идея построить свой мир.Для строительства своего заколдованного дворца для заколдованного принца, каким он считал самого себя, король покупает земли вокруг королевского домика Линдерхоф в долине Гросванталь

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Средневековая эпоха охватывает более чем тысячелетний период господства феодализма, сменившего греко-римскую рабовладельческую цивилизацию. С рождением средневекового общества в историю вошли новые территории и народы, уже не ограниченные одним Средиземноморьем и прилегающими областями.

Рождение средневековой культуры было итогом встречи античности и варварского, языческого мира.

КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Особое место в раннесредневековой культуре принадлежит «Каролингско-му Возрождению» (Франкское государство).

ОБРАЗОВАНИЕ, КНИЖНОЕ ДЕЛО И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Раннесредневековое общество в подавляющей своей части было неграмотным. Письменность тогда не служила средством коммуникации, и огромная масса духовных ценностей циркулировала и передавалась в устной традиции, не будучи зафиксированной на бумаге. Грамотность же расценивалась как привилегия, как социальное преимущество. Грамотные и образованные — их называли docti (отсюда— «доктор»), противопоставлялись невежественным (idiotae). Первые имели доступ к сокровищнице знаний, вторые — нет.

РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ (X-XV вв.) Общей чертой культурной жизни Европы во второй период Средневековья был заметный рост светских тенденций, усиление интереса к человеческой личности. Если в предшествующий период основными центрами культуры были монастыри и церкви, то начиная с XI в. эта роль переходит к новым и старым европейским городским центрам. Городская культура становится важнейшим пластом культурной жизни в XI-XV вв. Ее главными составляющими были просвещение и образование, литературное творчество, архитектура и скульптура, театр и народное творчество.

ИСКУССТВО РОМАНСКОГО СТИЛЯ В западноевропейской средневековой культуре необычайно велика была роль изобразительного искусства и архитектуры. Причина этого заключалась в том, что они являлись наиболее важным средством общения в эпоху, когда образование было монополией церкви, а грамотность — уделом немногих, когда языком науки, учености и богослужения была латынь, малопонятная большинству населения. В таких условиях искусство и архитектура выполняли роль «проповеди в камне».

РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ Готика — следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Термин «готическое искусство» не менее условен, чем «романский стиль». Его ввели в употребление итальянские гуманисты для обозначения всего, не относящегося к классическим, античным образцам, т.е., по их мнению, уродливого, связанного со сплошным варварством (готы — «варварское» германское племя). На самом деле, готическое искусство к готам эпохи Великого переселения народов никакого отношения не имеет, а является красивейшим архитектурным стилем Европы.

КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА Богатая социально-экономическими событиями эпоха Нового времени вызвала к жизни новое мировосприятие. Оно пришло на смену ренессансному мироощущению. Становлению нового отношения к миру и человеку способствовало развитие науки. Бурный расцвет знания, основанного на опыте, стремление к аналитическому методу освоения действительности оказали непосредственное влияние на литературу и искусство XVII века. Результатом нового мировосприятия были два главных художественных стиля этого времени — барокко и классицизм.

ИСКУССТВО БАРОККО Происхождение термина «барокко» неясно. Самая распространенная версия — термин «барокко» происходит от испанского слова «barruecco», которое означает жемчужину неправильной формы. Некоторые исследователи находят примеры популярного, народного, применения термина «barocco» в итальянской сатирической литературе XVI века в смысле «грубый», «фальшивый».

ТЕОРИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Новое мироощущение человека XVII в. в разных областях Европы находило выражение в своеобразных формах духовной культуры. В одних странах после кризиса ренессансной культуры наступает эпоха барокко (Италия, Фландрия), в других формируется новый стиль — классицизм. К началу XVII века барокко уже , выступало единым стилем во всех видах искусств, классицизм же запаздывал в своем формировании. Стилевую систему классицизма нельзя оценивать только в пределах XVII века, потому что его распространение в видоизмененных формах по странам Европы приходится на XVIII и начало XIX в.

ВНЕСТИЛЕВАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XVII В. Классицизм и барокко — два крупных художественных стиля XVII века — выросли на почве «трагического гуманизма» постренессансной культуры. Каждый из этих стилей обладал определенными ярко выраженными признаками, которые позволяли объединять творческие принципы художников в различных видах искусства: живописи, литературе, архитектуре, музыке. Но художественная жизнь XVII века так насыщенна и сложна, что все многообразие ее проявлений не укладывается в схему двух главных стилей столетия.

Сложение и развитие романской архитектуры в Западной Европе.

Паломнические базилики Поскольку до Святой Земли добраться было невозможно, толпы паломников устремляются к местным мощам: возникает множество легенд о чудесном обретении останков святых в тех или иных местах Европы. Самой популярной святыней становятся мощи св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании.

Бургундия – территория, знавшая римскую античность, и это немаловажно. Однако главным источником архитектурных влияний следует считать аббатство Клюни.

Северная Италия Процесс сложения форм архитектуры романского стиля протекал в Италии более интенсивно, чем в других странах Европы, но в дальнейшем развитие конструктивных и декоративных приемов не представляет здесь того разнообразия, которое наблюдается в романской архитектуре Франции.

Романика в Испании (2/2 XI-XIII вв.) Реконкиста началась с территории испанского королевства Леон (в районе нынешней Астурии), которое единственное не было завоёвано маврами. Её инициировал князь Пелайо в 722. Реконкиста шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами

Романика в Англии (1066-1168) Характеристика романской культовой архитектуры Англии представляет известные трудности в связи с тем, что подавляющее большинство соборов достраивалось или перестраивалось уже в формах готики и от романского времени в них сохранились лишь отдельные фрагменты.

Вернуться на Главную