История Вены, насчитывающая 2000 лет, отражена в облике города с неповторимой
насыщенностью. План центра Вены восходит к римскому городскому планированию
и к средневековой уличной сети. Романские и готические церкви определяют
облик улиц и площадей в той же степени, что и дворцы или бюргерские
дома этого барочного города-резиденции. Улица Рингштрассе (Ringstraße)
является олицетворением современного большого города в понимании людей
19 века, а в 20 веке масштабные жилые комплексы расставили акценты в
более удаленных районах. В настоящее время реализуются крупномасштабные
градостроительные проекты; яркие здания, возведенные по проектам международных
архитекторов с мировым именем, дополняют силуэт города.
Вена на протяжении столетий находилась в эпицентре внимания мировой
общественности благодаря тому, что служила резиденцией императора и
была центром правящей власти в Европе, что, впрочем, сама прекрасно
сознавала. В связи с этими обстоятельствами родилась выдающаяся архитектура
строительства, и до сегодняшнего дня лишь немногие города мира могут
похвастаться такой высокой концентрацией зданий, представляющих собой
произведения архитектурного искусства. Уже на протяжении многих лет
Вена усиленно старается продолжать исторические достижения, привлекая
к себе внимание новыми, отчасти весьма сенсационными, архитектурными
творениями. Вена, как самый быстрорастущий город в немецкоязычном пространстве,
сейчас задает тенденции, которые учитываются во всем мире, прежде всего,
в сфере жилищного строительства. Неизменными чертами, характеризующими
венскую архитектуру, являются бережное отношение к имеющимся архитектурным
структурам, выделение исторических пластов и диалог старого и нового.
Кульминация средневекового архитектурного искусства: Собор святого
Стефана
Собор святого Стефана (Stephansdom) – самый древний архитектурный
символ Вены. Во времена правления династии Габсбургов с конца 13 века
по 1918 год, которые решающим образом влияли на формирование облика
города, собор был дооформлен как священный памятник политических амбиций
правящей династии. 137-метровая южная башня собора, строительство которой
было завершено в 1433 году, называемая любовно венцами «Стефль» (Steffl),
является жемчужиной позднеготического архитектурного искусства Европы.
На протяжении целых десятилетий эта башня была самим высоким каменным
строением в Европе, и по сегодняшний день она остается неоспоримым центром
города.
Город-резиденция в стиле барокко
Вхождение Вены в ряд больших европейских столиц началось в эпоху барокко.
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (Johann Bernhard Fischer von Erlach)
и Иоганн Лукас фон Хильдебрандт (Johann Lucas von Hildebrandt) считаются
одними из самых выдающихся мастеров барочного архитектурного искусства.
За пределами городских стен выросла целая цепочка летних дворцов, среди
которых архитектурно-парковый ансамбль дворец Шварценберг (Schwarzenberg)
(1697-1704), а также Верхний и Нижний Бельведер (Belvedere) принца Евгения
Савойского (Eugen von Savoyen) (1714-22). К наиболее значимым городским
дворцам относятся Зимний дворец принца Евгения (1695-1724; филиал Бельведера)
и дворец Даун-Кински (Daun-Kinsky) (1713-19; аукционный дом Кински).
Сам император приказал дополнить ансамбль дворца Хофбург (Hofburg) зданиями
дворцовой библиотеки (1722-26) и зимней школы верховой езды (1729-34).
Но все же важнее для династии Габсбургов было строительство церквей
и монастырей. Так, перед стенами города по проекту архитектора Фишера
фон Эрлаха (Fischer von Erlach) была построена церковь Карлскирхе (Karlskirche)
(1714-39). Эта церковь, благодаря ее историческому фасаду, такому сложному
по форме и содержанию, причисляется к самым ярким архитектурным произведениям
барочного искусства Европы. В красочных внутренних помещениях церквей,
как, например, церкви святого Петра (Peterskirche) (1701-22), можно
разглядеть усилия современников соединить архитектуру, живопись и скульптуру.
На пути к метрополии: эпоха кольцевых улиц
С эпохой барокко стали думать о расширении сверх меры переполненного
города, и только император Франц Иосиф (Franz Joseph) отдал в 1857 году
приказ снести укрепительные сооружения города и соединить внутренний
город с предместьями. В 1865 году была открыта Рингштрассе (Ringstraße).
Будучи самым значимым европейским бульваром, эта улица является настоящим
градостроительным и архитектурным достижением самого высокого уровня.
Строительный фонд практически полностью сохранился, что передает аутентичную
картину метрополии 19 века. Государственные представительские учреждения
говорят, в смысле историзма, посредством своего стиля: греко-античные
формы здания парламента по проекту Теофила Хансена (Theophil Hansen)
(1871-83) говорят о демократии, ренессансный стиль университета Генриха
Ферстеля (Heinrich Ferstel) (1873-84) рассказывает о расцвете гуманизма,
готический стиль ратуши, построенной Фридрихом Шмидтом (Friedrich Schmidt)
(1872-83) символизирует средневековую гордость бюргера.
Доминирующими остались постройки императорского дома: оперный театр
(Opernhaus) (1863-69) Эдуарда ван дер Нюлля (Eduard van der Nüll)
и Августа Сикардсбурга (August Sicardsburg), Бургтеатр (Burgtheater)
(1874-88) Готтфрида Земпера (Gottfried Semper) и Карла Хазенауэра (Carl
Hasenauer), возведенные по их проекту Художественно-исторический музей
(Kunsthistorisches Museum) и Музей естествознания (Naturhistorisches
Museum) (1871-91), а также Новый Хофбург (Neue Hofburg) (1881-1918).
В то же время Рингштрассе была желаемым местом для проживания преимущественно
еврейской крупной буржуазии. Благодаря своим роскошным дворцам, такие
семьи как, например, Эфрусси (Ephrussi), Эпштейн (Epstein) или Тодеско
(Todesco) демонстрировали, что они в культурном смысле взяли на себя
ведущие роли в венском обществе. В рамках всемирной выставки 1873 года
новая Вена была представлена международной публике. На Рингштрассе были
открыты многочисленные отели, среди них отель Imperial и нынешний отель
Palais Hansen Kempinski.
Лаборатория стиля модерн: Вена на рубеже 1900
К самым поздним строениям в районе улицы Рингштрассе относится здание
почтовой сберегательной кассы (Postsparkasse) (1903-06) Отто Вагнера
(Otto Wagner). Фасад этого здания, лишенный орнаментов и украшенный
лишь «функциональными» алюминиевыми кнопками и стеклянным кассовым залом,
сегодня считается эталоном архитектуры стиля модерн. Как никто другой,
Отто Вагнер выступал за вхождение в 20 век: его сооружения внутригородской
железной дороги сделали общественный транспорт большого города архитектурной
темой, а возведенная по его проекту церковь (1904-07), расположенная
при психиатрической клинике «Ам-Штайнхоф» („Am Steinhof“), считается
первой церковью в стиле модерн.
В соответствии с его последовательной политикой ориентации на функциональность
здания («Непрактичное не может быть красивым»), Вагнер воспитал целое
поколение архитекторов и превратил Вену в лабораторию стиля модерн.
Наряду с Йозефом Марией Ольбрих (Joseph Maria Olbrich), архитектором
здания «Сецессион» (Secession) (1897/98), и Йозефом Хоффманном (Josef
Hoffmann), архитектором расположенного в западном предместье Вены санатория
«Пуркерсдорф» Purkersdorf (1904) и основателем «Венских мастерских»
(Wiener Werkstätte) (1903), прежде всего, стоит отметить Адольфа
Лооса (Adolf Loos), который со строительством «Лоос-Хаус» (Looshaus)
на площади Михаэлерплатц (Michaelerplatz) (1909-11) вошел в историю
архитектуры. Расточительная мраморная облицовка торговой зоны находится
в абсолютном, обусловленном функциональностью, контрасте с лишенным
декора фасадом, расположенным над ним, благодаря чему его «нагота» стала
еще более очевидной – это такая же провокация, как и его критически-культурные
эссе («Орнамент и преступление»), которые оказали самое большое влияние
на архитектуру 20 столетия. Государственных заказов Лоос не получал.
Поэтому к его важнейшим проектам можно причислить проектировку вилл,
интерьеров квартир, а также торговых площадок, как, например, сохранившийся
в первозданном виде и расположенный на улице Грабен салон ателье Kniže
am Graben (1910-13) и отреставрированный бар Loos-Bar («Бар Лооса»)
(1908/09) неподалеку от улицы Кернтнерштрассе (Kärntnerstraße).
Между войнами: международный стиль модерн и социальное жилищное строительство
После распада монархии в 1918 году Вена стала столицей Австрии – вновь
образовавшегося малого государства. В сердце города архитекторы Тайсс
& Якш (Theiss & Jaksch) в 1931/32 гг. спроектировали первый
жилой высотный дом в Вене по эксклюзивному адресу «Херренгассе 6-8»
(Herrengasse 6-8). Для преодоления дефицита жилья у большого количества
населения социал-демократическое городское правление разработало уникальную
в мире программу постройки жилья, в соответствии с которой за несколько
лет было построено 60 000 квартир в сотнях жилых комплексах на
всей территории города, среди которых известный Karl Marx-Hof («Карл
Маркс-Хоф») по проекту Карла Эна (Karl Ehn) (1925-30). Альтернативой
многоэтажному жилищному строительству стал открытый в 1932 году международный
поселок Веркбунда (Werkbundsiedlung). В этом проекте с участием 31-го
архитектора из Австрии, Германии, Франции, Голландии и США были продемонстрированы
модели доступного жилья на природе. Поселок Веркбунда, в который вошли
дома по проектам Адольфа Лооса, Андре Люрса (André Lurçat),
Ричарда Нойтра (Richard Neutra), Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld),
проходящий сейчас дорогостоящий ремонт, является одним из важнейших
свидетельств современной архитектуры в Австрии.
Искусство модерна также нашло выражение в знаменитых постройках вилл.
«Хаус Беер» (Haus Beer) работы Йозефа Франка (Josef Frank), является
показательным примером венской утонченной культуры благоустройства жилья
периода между двух войн, в то время как «Хаус Стонборо-Витгенштейн»
(Haus Stonborough-Wittgenstein), построенный философом Людвигом Витгенштейном
(Ludwig Wittgenstein) по проекту архитектора Пауля Энгельманна (Paul
Engelmann) для своей сестры Маргарет (1926-28; сегодня Болгарский Культурный
Институт), благодаря своему эстетичному радикализму и математически
строгим пропорциям является исключительным на фоне современных архитектурных
строений.
Изгнание, война и восстановление
После «аншлюса» к Германской империи в 1938 году многочисленные еврейские
владельцы строек и архитекторы, благодаря которым уровень венской архитектуры
находился на достаточно высоком уровне, были изгнаны из Австрии. Во
время национал-социализма строительные преобразования практически не
коснулись Вены, не считая шести зенитных башен для ПВО из массивного
железобетона, возведенных по проекту Фридриха Таммса (Friedrich Tamms)
(1942-45), которые сегодня присутствуют в облике города в качестве мемориальных
памятников-предостережений.
Годы после окончания Второй мировой войны прошли под знаком восстановления
города, сильно пострадавшего от бомбардировок. Архитектура этого времени
характеризуется эстетичным прагматизмом, а также попыткой снова восстановить
связь со временем до 1938 года и уловить современные тенденции на международной
арене. К важнейшим постройкам 50-х годов можно отнести концертный зал
Штадтхалле (Stadthalle) по проекту Роланда Райнера (Roland Rainer) (1952-58),
Венский музей на площади Карлсплатц (Wien Museum am Karlsplatz), созданный
Освальдом Хэрдтлем (Oswald Haerdtl) (1954-59), и «Дом 21-го века» (21er
Haus) Карла Шванцера (Karl Schwanzer) (1958-62).