Художественные стили в искусстве РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Архитектура туризма
Диснейленд
Термы Древнего Рима
Стиль модерн в театральных зданиях
Горно-рекреационная архитектура
Архитектура водного туризма
Центральный парк культуры
Гостиница «Ялта»
Архитектура барокко
Готический стиль
  • Средневековая готика
  • готический стиль во Франции
  • Архитектура и скульптура готики
  • Собор Нотр-Дам в Париже,
  • Реймсский собор
  • Готический стиль в Германии
  • Готика в Нидерландах.
  • Города и замки Германии
  • Динкельсбюль и Нёрдлинген
  • Барокко
  • Новое время Барокко
  • Барокко во Франции
  • Барокко в Англии
  • Классицизм
  • Архитектура русского классицизма
  • ПЕТЕРБУРГ
  • Пейзажное начало в архитектурном ансамбле
  • Клоссицизм в Москве
  • Архитектура в Вене
  • Романский стиль

  • Преобладающие и модные цвета
  • Искусство романского стиля
  • Романская архитектура в Западной Европе.
  • Паломнические базилики
  • Северная Италия
  • Романика в Испании
  • Романика в Англии
  •  

    РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ – ЕДИНСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

    РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

    Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый.

    Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные.

    Форма: прямоугольная, цилиндрическая.

    Характерные элементы интерьера : полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру.

    Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом.

    Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные.

    Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом.

    ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

    Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий.

    Линии: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии в отделке домов.

    Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы.

    Характерные элементы интерьера : веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен в отделке квартир; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.

    Конструкции: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.

    Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.

    Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

    Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада — порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад — нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним.

    Развитие готического стиля в Иль-де-Франсе поражает быстротой, единством и целенаправленностью. Опыт, накопленный французскими мастерами во второй половине XII века, и экспериментальный характер раннеготического строительства позволили уже к первой половине XIII века создать самые блистательные и совершенные образцы готики. Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля. Свидетели первых шагов готической архитектуры не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля.

    Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве. Мнения о появившемся стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны — в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.

    Хотя крупнейшие романские храмы могли успешно соперничать с готическими соборами величиной и грандиозностью внутреннего пространства, свидетели возникновения готики сразу же увидели в ней значительное нововведение, новый художественный стиль и попытались определить его стилистические особенности. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю.

    В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:

    пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»);

    вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх»);

     насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»).

    Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:

    благородство форм нового здания;

    значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храма;

    тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления;

    своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями;

    «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный»;

    большую высота нового здания — как раз на высоту окон.

    Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей, и были склонны противопоставлять их.

    Современный исследователь не может не отметить теснейших уз, связывающих готику со всем предыдущим развитием средневекового искусства, и прежде всего ее близкого родства с искусством романской эпохи. Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.

    Готические архитекторы следовали выработанному в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской иконографической традиции выросла стройная иконографическая система XIII столетия. Действительно, даже самое поверхностное сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом.

    Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно, и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений.

    Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.

    Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти, по меньшей мере, полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по - новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

    Собор Парижской Богоматери – расположен в центре французской столицы, на острове Сите. Notre Dame de Paris – расположен на том месте, где ранее находилась базилика Святого Стефана. В соборе причудливо сплелись различные архитектурные стили и образы: романский стиль (с его массивностью), готический (придающий зданию пространство и простоту).

    Вернуться на Главную