ИСКУССТВО РОМАНСКОГО СТИЛЯ
В западноевропейской средневековой культуре необычайно велика была
роль изобразительного искусства и архитектуры. Причина этого заключалась
в том, что они являлись наиболее важным средством общения в эпоху, когда
образование было монополией церкви, а грамотность — уделом немногих,
когда языком науки, учености и богослужения была латынь, малопонятная
большинству населения. В таких условиях искусство и архитектура выполняли
роль «проповеди в камне».
Хотя искусство средних веков было ансамблевым искусством, т.е. существовало
в неразрывном единстве архитектуры, скульптуры и живописи, все же роль
главного, стилеобразующего элемента принадлежала архитектуре. Другие
виды искусства подчинялись ей, комментировали и уточняли суть передаваемого
ею образа.
В Х веке, на рубеже тысячелетий, в искусстве впервые возник единый
общеевропейский стиль — романский. Он оставался господствующим в средневековой
Западной Европе на протяжении XI и XII веков. Термин «романский стиль»
появился в XIX в. (по аналогии с понятием «романские языки») и означал
«римский». Таким образом, он отражает связь европейского искусства с
древнеримским, а также — с византийским. Хотя термин «романский» и подразумевает
использование некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приемов
римлян, все же он не отражает главных черт романского искусства и достаточно
условен.
Романский стиль в искусстве многое унаследовал от византийского зодчества.
Византийское влияние (через памятники Равенны) особенно сказалось в
архитектуре базилики, наиболее распространенной форме храмовых построек.
Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху в Западной
Европе были замки, монастырские ансамбли и храмы. Их отличительные особенности
— массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными
и узкими окнами, ступенчато-углубленные порталы (входы) и, главное,
башни — важнейший элемент архитектурной композиции.
Возникновение в Западной Европе замков было порождением феодальной
эпохи, эпохи разобщенности и раздробленности, войн и набегов. Романскую
замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности
самозащиты: основное создание романского стиля — это замок-крепость.
Тяжелое и мрачное величие романской архитектуры выразило мироощущение
западноевропейского общества Х-Х11 вв. Феодальные замки имели могучие
каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху и были укреплены
трехэтажными башнями и окружены глубоким рвом; огромные ворота были
соединены с подъемным, на цепях, мостом. Замковый ансамбль включал в
себя также высокую прямоугольную или круглую башню — донжон, под которой
располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг
и охраны. Замки и донжоны возводились на высоком холме или откосе у
реки, иногда на искусственном возвышении. Крепости выгодно использовали
рельеф местности и подчиняли ему планировку замка.
Ведущим типом романского зодчества был храм, который в средневековой
Западной Европе был средоточием всей культурной жизни. Храмы были центрами
просвещения и науки, там звучала церковная музыка, стены храмов украшались
скульптурой, фресками и мозаикой, а окна — витражной живописью. Наибольшее
распространение в Х-Х11 вв. получили 3-5-нефные постройки с трансептом
и крестовым или цилиндрическим сводом. Внешний вид романского храма
прост и суров. Композиционным центром его служила башня, увенчанная
шпилем, которая устанавливалась над средокрестием.
Наиболее последовательно процесс формирования храмовой романской архитектуры
и сложения законченного стиля осуществлялся во Франции, главным образом
в областях к югу от р. Луары. Именно там проходили основные пути паломничества
к святым местам, в Палестину. На путях паломничеств строились дороги,
мосты, гостиницы, госпитали и храмы. Строительная инициатива находилась
в руках монастырей: монастырские, а затем и светские ремесленники переходили
из города в город, из аббатства в аббатство, принося с собой свой опыт
и традиции и тем самым распространяя новый стиль. Поскольку узкое пространство
базиликального храма было плохо приспособлено к возросшему потоку паломников,
поэтому романские храмы строятся большими по размерам и с высоким центральным
нефом. В перекрытиях здания дерево постепенно сменяется более прочным
камнем. Средневековые строители романских храмов использовали сводчатые
конструкции и, учитывая то, что свод давит на опоры не только вниз,
но и дает так называемый распор, т.е. как бы раздвигает опоры, делали
столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы — редкими и узкими.
Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Западной
Европе, но больше всего их во Франции. Это — церковь Сен Мартен в Type,
церковь Нотр-Дам в Клермоне, шедевр романской архитектуры — церковь
Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье.
Во французской романике сложилось несколько местных школ. Так монументальностью
композиции отличалась бургундская школа, богатым скульптурным декором
— школа Пуату, строгой отделкой — нормандская школа.
Один из самых величественных романских храмов находился в Бургундии.
Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной,
самой большой в Европе тех времен церковью (длина — 127м, ширина — 40
м). Монастырская церковь в Клюни, не сохранившаяся до нашего времени,
представляла собой пятинефную базилику с двумя трансептами и очень длинным
нартексом[6], с высоким центральным нефом
(30 м), с восемью башнями и мощными контрфорсами[7].
Романская архитектура не была связана с городом — монастыри, замки
и храмы располагались, главным образом, среди сельского ландшафта, на
холме, на возвышенном берегу реки и прекрасно гармонировали с природой.
Таковы знаменитые прирейнские соборы — наиболее совершенные образцы
романского зодчества в Германии: соборы в Вормсе, Майнце и Шпейере.
Они неоднократно перестраивались, а самой отличительной их чертой является
грандиозность и пышность.
Замечательные памятники романской архитектуры сохранились в Италии,
где особенно выделялись Милан, Венеция и Флоренция.
Раннее развитие городов в Северной Италии и их экономическое процветание
наложили большой отпечаток на характер итальянского зодчества. Наряду
со строительством обычных для всей Западной Европы замков, крепостей
и монастырских ансамблей здесь развивалась и собственно городская архитектура:
строились многоэтажные жилые дома, здания городского самоуправления,
колокольни (звонницы), помещения для цехов и торговых гильдий и др.
Итальянская архитектура романской эпохи испытала на себе сильное византийское
и римское влияние. Она более естественна и жизненна, более пластична
и размеренна, чем, например, немецкое зодчество. Наиболее значительное
создание средневековой романской архитектуры Италии — венецианский собор
Св. Марка (строился в 1063-1085 гг., достраивался в XIII в.). Собор
Св. Марка, созданный по образцу византийских церквей, был важнейшим
религиозным и государственным центром Венецианской республики. Он имеет
четкий крестово-купольный план и обильно украшен мрамором и мозаиками.
Центр Тосканы — Флоренция — создал собственный стиль архитектуры,
продолживший позднеантичные традиции.
Так, необыкновенно параден многоцветный мраморный фасад флорентийской
церкви Сан Миньято аль Мойте (конец XI в.).
Из белого мрамора выстроен знаменитый архитектурный ансамбль в Пизе
— шедевр средневековой итальянской архитектуры, включающий собор, баптистерий[8] и колокольню. Они по-романски
грандиозны и величественны и в то же время легки и изящны. Знаменитую
Пизанскую колокольню называют «Падающей башней». Она, вследствие неравномерной
осадки грунта, наклонилась еще в период строительства. Чтобы воспрепятствовать
падению башни, ее последний ярус, построенный в 1301 г., был несколько
смещен в сторону, противоположную наклону башни.
В романской архитектуре Южной Италии и Сицилии особенно сильно ощущалось
византийское влияние: соборы в Чефалу и Палермо имеют роскошное мозаичное
убранство.
Архитектура романской эпохи в Испании несет на себе отпечаток восточных
влияний. Испанские дворцы и храмы напоминают крепостные сооружения:
суровая действительность Реконкисты и ожесточенные религиозные битвы
вызвали к жизни эту особенность испанского зодчества. Влияние восточной
архитектуры выразилось в применении ребристого свода и подковообразных
арок. Наиболее знаменитыми образцами испанской ро-маники являются Дворец
Алькасар в Сеговии (IX в.) и церковь Сант Яго де Ком-постелла (XI в.).
Специфической особенностью романского стиля в Англии было соединение
в здании типов монастырского и приходского храмов. Английские храмы
хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность
(до 170 м). Излюбленным элементом английской архитектуры были башни.
При короле Вильгельме Завоевателе (XI в.) был воздвигнут Лондонский
Тауэр, в котором роль донжона играла знаменитая Белая башня.
Романский стиль господствовал не только в архитектуре, но также и
в скульптуре и живописи. Центральное место в них занимали темы могущества
Бога — Страшный Суд, Христос во славе и т.п., причем фигура Христа всегда
значительно превосходила по размерам другие фигуры. Романская пластика
подчиняется архитектуре и используется внутри собора и вне его, украшая
западный фасад, тимпаны (пространство стены над входом в храм, ограниченное
полукружием арки) и капители колонн. Преобладающим видом скульптуры
был рельеф. Как правило, романская скульптура непропорциональна: фигуры
вытянуты в длину, головы увеличены, тела — схематичны. Весьма своеобразна
немецкая пластика, например, рельефы бронзовых дверей церкви Св. Михаила
в Гильдесгейме, в которых запечатлены сюжеты из Священного Писания (XI
в.). Человеческие фигуры здесь необычайно подвижны, динамичны и передают
гамму чувств и страстей. Таковы, например, Адам и Ева, буквально дрожащие
от страха перед божьей карой.
Скульптурные изображения святых в романских храмах лишены каких-либо
канонов, часто неказисты и приземисты, имеют простые и выразительные
лица. Этим романская скульптура отличается от византийской, которая
создавала более утонченные и одухотворенные образы. Наряду с евангельскими
образами и сценами в романской скульптуре соседствовали и сюжеты из
древней и средневековой истории, встречались изображения реальных людей.
В то же время скульптурные композиции иногда насыщались плодами народной
фантазии — тогда в них встречались изображения различных фантастических
существ и сил зла (например, аспидов).
От романской эпохи сохранились прекрасные образцы прикладного искусства.
Почетное место среди них занимает знаменитый 70-метровый ковер из Байе,
который связывают с именем английской королевы Матильды. Вышитые на
нем сцены повествуют о завоевании Англии норманнами в 1066 г.
Живопись романского стиля была исключительно церковной по содержанию
и плоскостной, отрицающей трехмерность пространства и фигур. Она также,
как и скульптура, была подчинена архитектуре. Наиболее распространенным
видом живописной техники была фреска, начинает также распространяться
витраж (живопись из цветных кусочков стекла).