Туризм. Архитектура

Архитектура туризма
Диснейленд
Термы Древнего Рима
Стиль модерн в театральных зданиях
Горно-рекреационная архитектура
Архитектура водного туризма
Центральный парк культуры
Гостиница «Ялта»
Архитектура барокко
Готический стиль
  • Средневековая готика
  • готический стиль во Франции
  • Архитектура и скульптура готики
  • Собор Нотр-Дам в Париже,
  • Реймсский собор
  • Готический стиль в Германии
  • Готика в Нидерландах.
  • Города и замки Германии
  • Динкельсбюль и Нёрдлинген
  • Барокко
  • Новое время Барокко
  • Барокко во Франции
  • Барокко в Англии
  • Классицизм
  • Архитектура русского классицизма
  • ПЕТЕРБУРГ
  • Пейзажное начало в архитектурном ансамбле
  • Клоссицизм в Москве
  • Архитектура в Вене
  • Романский стиль

  • Преобладающие и модные цвета
  • Искусство романского стиля
  • Романская архитектура в Западной Европе.
  • Паломнические базилики
  • Северная Италия
  • Романика в Испании
  • Романика в Англии
  •  

    Архитектурная среда отдыха средневековья Архитектура отдыха в эпоху феодальных отношений прошла два сложных исторических этапа развития: средневековье и новое время.

    Самым значительным памятником Киевской Руси является Софийский собор в Киеве (1037). Он был центром летописания, в нем размещалась первая библиотека, происходили торжественные церемонии: прием послов, обряды «посажения» князей на престол, парадные собрания.

    В период готики продолжалось строительство замков и крепостей, в основном во Франции и Германии. Постепенно замки меняли свое предназначение, становясь просто хорошо укрепленной резиденцией, которая позднее превратилась в парадный загородный замок. В этот период все большее внимание уделялось планировке дворцовых залов, жилых и служебных помещений. Они стали более удобными, роскошными, приближаясь по характеру к увеселительному дворцу.

    Архитектурная среда отдыха нового времени Эпоха нового времени является важным этапом в развитии человечества и его общественной жизни. Европа подошла к своему Возрождению; архитектура за XV—XIX вв. прошла сложный путь Ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Эпоха нового времени принесла смену художественных вкусов, изменила духовную жизнь общества.

    Архитектура Возрождения не была одинаковой по всей Европе и получила свое развитие в разных странах в разное время: итальянский Ренессанс повлиял на архитектуру Франции лишь полстолетия спустя, а в архитектуре Англии этот стиль «опоздал» на 150 лет.

    Общественную и градостроительную роль выполняли театры. Двухэтажное здание театра в Бордо в форме вытянутого прямоугольника в плане имело на фасаде двенадцатиколонный портик, завершенный парапетом со статуями. В зрительном зале театра были ложи и ярусы, опорами для которых служили колонны; открытая лестница перекрывалась куполом — такая удобная планировка надолго оставалась образцом.

    Архитектура общественных зданий конца XVIII в. была ориентирована на классические формы городских и загородных усадьб. В это время возводили здания торговых заведений, банков, присутственных мест, губернаторских домов, дворянских собраний, больниц. Новым по своему утилитарному назначению было здание Почтамта в Петербурге, здание Публичной библиотеки (ныне библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина)

    Середина XIX — начало XX в. является наиболее противоречивым периодом в развитии мировой архитектуры. Именно тогда появились новые типы зданий. В связи с возрастанием роли городов началось возведение промышленных и инженерных сооружений, торговых зданий и доходных домов, внедрение новой техники

    Архитектура общественных зданий Возможности металлических и железобетонных конструкций способствовали появлению новых типов общественных зданий — выставочных, в которых демонстрировались новейшие достижения промышленности и в которых наиболее полно проявилась рекламная сущность архитектуры того времени. Наиболее значительной во второй половине XIX в. была Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде.

    Наиболее характерным комплексом отдыха для Древнего Рима были термы. Посещение терм было неотъемлемой частью римского образа жизни. Кроме своего основного назначения термы включали открытые дворы для воздушных и солнечных ванн, площадки для гимнастики, бассейны для игр и плавания, комнаты для отдыха и массажа после бани, экседры для отдыха и бесед, нимфеи с источником или фонтаном, библиотеки и помещения для музыкальных и литературных выступлений. Самыми значительными по пышности и вместимости (до 1600 посетителей одновременно) были термы Каракаллы (рис. 1.6). Комплекс включал главное здание, состоящее из зеркально повторяющихся групп помещений: вестибюлей, раздевален, массажных, залов для отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подходящих к кальдарию с горячими бассейнами вдоль стен, освещаемых двойным рядом окон под куполом. Затем через небольшой тепидарий с теплыми ваннами можно было попасть в центральный зал — фригидарий с холодной баней и бассейном для плавания. Главный корпус окружало парковое пространство, предназначенное для спорта, развлечений и отдыха у фонтанов нимфей. С наружной стороны ограды термы располагались номерные бани, конторы и магазины. Термы — значительное достижение в эволюции отдыха; они являются прообразом современных многофункциональных центров в городе и загородной среде.

    Значительную часть отдыха римлян занимали зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры, борьба с животными, состязания колесниц. Основные зрелищные сооружения — театры, амфитеатры, одеоны, цирки. Театры первоначально состояли из отдельных элементов: мест для зрителей — театрона, которые устраивали на ступенях, врезанных в холм; орхестры — круглой (полукруглой) площадки, где происходило действие; скены — отдельной палатки для переодевания. Позже разрозненные части слились в единое целое, что является характерной чертой римского театра. Скена, наиболее подвергавшаяся изменениям часть римского театра, становилась все более нарядной, часто для ее оформления использовали цветной мрамор и росписи.

    В Риме были распространены малые театры — одеоны — с упрощенным устройством сцен, предназначенные для музыкальных и поэтических представлений. Одеоны могли быть крытыми (в виде отдельных зданий) и открытыми. Здания этого типа, но меньшего размера, назывались аудиториями. В них выступали философы, риторы, писатели. Амфитеатры сооружали для гладиаторских игр и битвы с дикими животными; они имели эллиптическую в плане арену и повторяющий ее форму театрон. Это специфический римский тип сооружения, форма которого определялась характером представлений. Самым совершенным по конструкции и форме был амфитеатр Колизей: огромная, овальная в плане чаша

    Рис. 1.6. Термы Каракаллы (Древний Рим):

    1 — главный вход; 2 — номерные бани; 3 — ксист; 4 — входы; 5 — вестибюли; 6 — раздевальни; 7 — залы перед бассейном; 8 — бассейн; 9 — фригидарий; 10 — тепидарий; 11 — кальдарий; 12 — залы для отдыха после бань; 13 — палестра; 14 — боковые залы; 15 — экседры; 16 — проходные залы; 17 — глубокие бассейны; 18 — банные помещения с бассейном; 19 — дворы с резервуаром для воды; 20 — дворы с отопительными устройствами; 21 — стадий; 22 — библиотека; 23 — нимфеи; 24 — перистили; 25 — глубокие бассейны; 26 — полукруглые портики; 21 — отстойник

    (продольная ось 187,77 м) окружена подымающимися вверх местами для зрителей. Колизей вмещал 56 тыс. зрителей. В этом крупнейшем амфитеатре проявился характер восприятия зрелищ римлянами — каждый зритель видел со своего места всю массу людей, заполнявших амфитеатр, охваченных настроением праздничности происходящего и доступности для свободных граждан Рима.

    Римские цирки были местами конных бегов и состязаний на колесницах. Они состояли из вытянутой в плане арены (например, цирк Максенция на Аппиевой дороге, приведенный на рис. 1.7, имел размеры 428 х 79 м), разделенной невысокой стенкой-спиной, вокруг которой происходили бега,

    Рис. 1.7. Цирк Максенция на Аппиевой дороге (Древний Рим)

    и ступенчатыми местами для зрителей вдоль арены. Арена имела два входа: на одном конце арены располагали загоны для лошадей, откуда их выпускали в момент старта, на противоположном — устанавливали триумфальную арку, из-под которой появлялся победитель.

    Римские театры, амфитеатры, цирки оказали значительное влияние на последующую европейскую архитектуру зрелищных сооружений.

    Жилые постройки (рис. 1.8) римлян разделяются на городские и сельские дома-виллы. Появление загородного дома связано с возникшей потребностью в отдыхе горожан от шума и сутолоки миллионного города. Городской жилой дом богатого горожанина — дому с — создавался по единой схеме: входной вестибюль — атрий, имеющий квадратное отверстие в перекрытии; таблиниум — главное помещение дома, служившее первоначально семейной спальней и трапезной, а позже для деловых контактов главы семьи; затем двор — перистиль. Позднее появились атриумно-перистильные дома с отдельной трапезной — триклиниумом. Вокруг этих основных помещений группировались жилые комнаты для мужчин и женщин, а также хозяйственные постройки. Атриумно-перистильный дом, размещенный на холме, развился в террасный дом, который часто использовался для загородных вилл. Виллы чаще всего являлись центром сельскохозяйственного поместья землевладельца. Размещались виллы на южном склоне холма, откуда

    открывалась панорама окрестностей. Комнаты располагали свободно, но спальни, библиотеки и кабинеты были удалены от шумной части жилища. На вилле предусматривался комплекс помещений для поддержания здоровья: термы, плавательный бассейн, солярий, иногда гимнасий, крытые аллеи для прогулок (стадий). В саду перед домом размещались нимфеи, экседрыу перголы, широкие мраморные скамьи, статуи, фонтаны и бельведеры — все было предназначено для спокойного и приятного отдыха.

    В период Римской империи в городах строили дешевое жилье — инсулы (многоэтажные кирпичные жилые дома с квартирами, сдаваемыми внаем). Жилые помещения располагали на верхних этажах трех-, четырех-, пятиэтажных блоков, имеющих свою лестницу. Фасады обрели вид многоэтажных жилых домов с окнами, обращенными на улицу. На первых этажах инсул располагали торговые помещения — таверны, хозяин которых проживал здесь же, на антресольном этаже. Инсул а — чисто римское явление.

    В Римской империи появились новые типы сооружений, связанные с временным ночлегом, — постоялые дворы, строительство которых началось вдоль всех римских дорог после выхода закона о регулярном почтовом сообщении.

    В Древнем Риме большое внимание уделялось климатолечению в горах. Уже в III —IV вв. нашей эры были построены первые климатолечебницы в малодоступных частях Альп в Давосе. Предназначались они для высших слоев римского общества.

    Древний Рим создал не только новые типы жилища, но и разнообразные типы мебели для отдыха. Римляне, как и древние греки, не только ели и пили, но зачастую и работали лежа — читали, писали, заключали сделки. Для этого применяли различные виды ложа, которые устанавливали вокруг круглого обеденного стола. На основе традиционной, богато драпированной, кровати по-

    Рис. 1.8. Италийский домус (Древний Рим):

    1 — вестибюль; 2 — атрий; 3 — имплювий; 4 — таблиниум; 5 — таберна; 6 — крыло; 7 — коридор; 8 — огород

    явились носилки, которыми пользовались при передвижении по городу. Большое значение приобрел стол; легкий, подвижный обеденный стол менялся при перемене блюд. Появился мраморный стол — почетный стол, который устанавливался в атрии.

    Римская архитектура подвела итог истории античной архитектуры, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие зодчества, в частности стала неисчерпаемым источником архитектурных образов среды отдыха и досуга в истории европейского градостроительства.

    Контрольные вопросы и задания

    Назовите основные этапы в развитии архитектуры отдыха.

    Дайте определение архитектурного стиля.

    Перечислите архитектурные стили эпохи древнего мира.

    Назовите типы зданий и сооружений, определявших структуру отдыха в древнем мире.

    Какова планировочная организация жилища пастадного, перистильного и атриумного типа в архитектуре древнего мира?

    Какова была пространственная среда отдыха Древней Греции?

    Назовите памятники архитектуры отдыха Древнего Рима.

    Назовите прототипы зданий гостиничного типа в архитектуре древнего мира.

    Вернуться на Главную