История искусства древней Руси Иконография изображений богоматери

На Руси было известно более трёхсот иконографических сюжетов изображения Богоматери. Самые известные - «Богоматерь Владимирская», а также «Боголюбовская», «Белозерская», «Всемирная», «Галицкая», «Гора Нерукосечная», «Грузинская», «Донская», «Корсунская», «Казанская», «Муромская» и др. Всё многообразие этих сюжетов можно уложить в три основных композиционных типа: «Богоматерь Оранта», «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Умиление». Строго фронтальное поясное изображение Богоматери с поднятыми вверх до уровня плеч рутами, ладони которых обращены к зрителю, называется »Орантой» (на Руси «Знамение»). «Панагия» - изображение Богородицы типа Юранта», но в полный рост. Прообразом всех «Панагий» на Руси служила «Нерушимая Стенам в Софии Киевской. Если Младенец Христос сидит на коленях Богоматери, не прикасаясь к сё щеке, и смотрит строгим взором перед собой, сложив пальцы правой руки в благословляющий жест, - это «Одигитрия». К иконографическому типу «Одипприя» относятся «Богоматерь Иверская», «Грузинская». «Казанская», «Пимсновская», «Смоленская», «Тихвинская» и др. Если на иконе изображена Богоматерь с Младенцем, который прикасается своей щекой к щеке Матери, то это «Умиление». К этому иконографическому типу относятся иконы «Корсунская», «Инкская», «Фёдоровская» и ряд других. Иконографический канон строго предписывает, на какой руке Богоматерь должна держать Младенца, а следовательно, к какой щеке будет прикасаться Младенец. Христос тоже может быть изображён в различных одеждах и позах, строго предписано положение Его рук и ног — всё это составляет канон той или иной иконы и определяет её название.

Доски и Олифа

Икона как изображение мира

Икона "Параскева Пятница"

Русские иконы древнейшего периода (XI—XIII века) Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе (т. е. в конце XI — первой четверти XII в.). Это поясное изображение Святого Георгия из Новгорода. Культ этого воина-великомученика быстро стал популярным в верхах общества, а затем и в низших его слоях.

Икона Богоматери с Младенцем

Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы)

Иконопись периода «Собирания русских земель» (XIV—XV века)

«Молящиеся новгородцы»

Псковская иконопись В середине XIV в. складывается псковская школа живописи. Аля псковских икон характерны драматизм, повышенная эмоциональность персонажей, сочность письма, в котором линия никогда не играла такой большой роли, как в Новгороде Великом, специфически «псковские» лица с несколько «пронзительным» выражением и особой лепкой форм, любовь к декоративной отделке, некоторая утяжелённость фигур и, конечно, сугубо псковский колорит, в котором обычно преобладал красно-коричневый цвет и особого оттенка тёмно-зелёный в сочетании с коричневым и жёлтым.

3мееборец

Изобразительное искусство Твери

Великокняжеские мастера

Икона "Святые Никола и Георгий"

Феофан Грек Когда в 90-х гг. XIV в. в Москве появился знаменитый византийский художник Феофан Гречин (в искусствоведении его обычно называют Греком), здесь уже сложились новые животворные традиции, что позволило ведущим столичным мастерам избежать подражания заморскому изографу.

Русский высокий иконостас

Андрей Рублев О жизни Андрея Рублёва известно очень немного. Предполагают, что он родился около 1360 г. Однако первое известие о нём относится только к 1405 г. Летописная запись, рассказывающая об участии Андрея Рублёва в росписи Благовещенского собора, называет художника «чернецом» (следовательно, Андрей — это его монашеское имя), но принял ли он постриг юношей или зрелым мужем, неизвестно. Рублёв стал иноком, а затем соборным старцем Спасо-Андроникова монастыря.

Икона "Вознесение"

Владимирский иконостас

Икона "Троица"

Композиция

Троицкий иконостас

Дионисий Наиболее выдающимся представителем рублёвского направления в искусстве второй половины XV — начала XVI в. был Дионисий. Он происходил из знатного рода и принадлежал к мирянам. В семье Дионисия, как и в семьях многих других художников того времени, иконописание стало наследственной профессией. Вместе с Дионисием в выполнении многочисленных княжеских, митрополичьих и монастырских заказов участвовали его сыновья Владимир и Феодосии.

Иконы Дионисия

Северная иконопись

ИконописьXVI века Искусство XVI в. всё теснее связывает свои судьбы с интересами государства. Над личностью мастера-творца, над самим процессом художественного творчества всё сильнее нависает «злоба дня». В царствование Ивана IV государство стало непосредственно контролировать искусство.

Икона "Параскева Пятница в житии" и другие

Икона "Богоматерь Словенская"

ИконописьXVII века Эволюционные процессы, происходившие в государственном строе России в XVII в., ломка традиционного мировоззрения, заметно выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» (т. е. наукам) отразились на общем характере русской культуры.

Иконописец Симон Ушаков


Вернуться на Главную