Курс лекций по истории искусства. От Средневековья и до 20 века История искусства

Северное Возрождение славится именами нидерландских мастеров Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля (Мужицкого), а также художников из немецких земель — А. Дюрера, Г. Гольбейна младшего и Л. Кранаха старшего. На французское искусство оказали влияние итальянцы Челлини, Россо Фьорентино, Приматиччо и ученики Леонардо, поехавшие с ним в Фонтенбло по приглашению Франциска I.

Итальянское Возрождение складывалось в переходную от средних веков к новому времени эпоху и неизбежно несло на себе следы этой переходности. В гуманистической идеологии сочетались черты старого и нового, зрели светские принципы миропонимания, постепенно разрушавшие старую систему мышления. В мировоззрении итальянского Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось единое ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии.

В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, а в живописи еще два направления — академизм и караваджизм, что отражает разнообразие идейно-художественных исканий. На пересечении интересов заказчиков и живописцев появляются новые жанры — пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.

Тема единства человека и природы упирается в вопрос о связи духа с природой, в вопрос: каким образом возникла и действует «целесообразная», подчиненная законам, а потому познаваемая природа вне нас? Шеллинг пишет: «...Мы не хотим, чтобы природа случайно совпадала с законами нашего духа, но чтобы она сама была необходима и первоначально не только выражала, но даже и реализовала законы нашего духа.

Основоположник просветительского романтизма в литературе, Руссо пошел значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма. Он отвергал всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде.

Святая Варвара.

Продавец индульгенций. Иллюстрация к книге Чосера «Кентерберийские рассказы». 1498.

Итальянцы Челлини, Россо, Фьорентино, Приматиччо и ученики Леонардо, поехавшие с ним в Фонтенбло по приглашению Франциска I.

Эпоха Возрождения в Европе характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями. Например, нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от северных живописцев работу масляными красками на холстах.

Главная черта искусства и культуры Ренессанса — утверждение великой предназначенности, красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, дерзновенной созидательной активности.

Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования — сбалансированность и ясность пропорции, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте. Труды Витрувия по архитектуре (I в. н. э.) были популярны в Италии и получили повсеместное распространение благодаря фундаментальному трактату Леона Баттисты Альберти «Об архитектуре» (1485).

Палаццо Строцци. Фонарь.

Джакопо Беллини. Перспективный вид.

По его проекту построены церковь Сан-Фанческо в Римини, церкви Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе. Они явились важным шагом в освоении античной культуры в архитектуре Возрождения.

Альберти использовал в облицовке строений традиции инкрустационного стиля.

Величайшим триумфом развития архитектуры в эпоху Возрождения стало возведение купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции под руководством Ф. Брунеллески.

Палаццо Строцци во Флоренции. Архитектор Бенедетто да Майано. XV в.

Браманте приступил к строительству собора св. Петра в Риме (1506). Продолжили стиль новой архитектуры зодчие Сангалло, Виньола, Палладио. Особенно прославился последний своими многочисленными виллами и созданием театра «Олимпико» в Виченце.

С конца XVI в. общий процесс развития гуманистического мировоззрения в Италии видоизменяется и замедляется, сужаются рамки его общественного влияния. Это было вызвано в значительной мере воздействием феодально-католической реакции. Но несмотря на это, ренессансная мысль продолжала обогащаться новыми идеями — уже не столько в этике, сколько в натурфилософии, искусстве, политических теориях.

Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция. Разрез. Архитектор Ф. Брунеллески.


Вернуться на Главную