Курс лекций по истории искусства. От Средневековья и до 20 века История искусства

Эпоха правления первых Романовых

Эпоха реформ Петра I и культура России в послепетровское время (XVII-XVIII вв.) Личность Петра и его преобразования. Элементы культуры нового времени: в науке, архитектуре, живописи. XVII в. в культуре России. Иконопись, храмовая архитектура, зарождение театра. Образовательные учреждения. XVIII век: Екатерина II и ее преобразования. Просвещение. Портретная живопись. Театр.

Развитие естественных наук в странах Западной Европы было подготовлено философскими исканиями этого периода. Виднейшие представители эмпиризма и рационализма (особенно Локк и Декарт) оказали реальное влияние на развитие и опытно-экспериментальной науки и теоретической мысли в Европе. Поэтому естественно, что русская философия и наука петровского времени восприняли это духовное богатство.

Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703г. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 г. была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения.

Екатерину II не случайно именовали «философом на троне». Такая оценка имел а все основания: увлечение философскими и социально-политическими идеями под влиянием европейского Просвещения, сочинений Беккариа, Вольтера, Монтескье нашло свое отражение в философских записках, письмах, журнальных статьях и прежде всего в «Наказе» Екатерины П.

Русская культура XIX века Историко- социальная картина XIX века в России. Система образования. Философия. Литература. Живопись. Музыка. Театр. Балет. Наиболее значительными историко-политическими событиями XIX в. были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г. Эти эпохальные моменты истории в определенной степени повлияли на формирование культуры в России.

Царь Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Федор Алексеевич.

Род Романовых дал начало новой царской (с 1721 г. — императорской) династии, которая правила в России вплоть до 1917 г. В 1613 г. Земский собор (сословно-представительный орган, созывавшийся с 1549 г.) избрал на царство Михаила Федоровича Романова.

С избранием на царство Михаила Романова закончилось «смутное время» в истории Русского государства. Созванный после освобождения Москвы (27 октября 1612 г. сдался последний польский гарнизон). Земский собор решил возвести на престол представителя одного из «великих московских родов» — 16-летнего Михаила, сына митрополита Ростовского Филарета (Федора Никитича Романова) и Ксении Ивановны Шестовой, двоюродного племянника царя Федора Иоанновича, который был последним царем из династии Рюриковичей.

Первые годы новый царь правил с помощью Земского собора: сменявшие друг друга выборные земские представители обсуждали и одобряли важнейшие царские указы. Одновременно при дворе приобрели большое влияние родственники Романовых, а с 1619 г. центральной фигурой стал отец Михаила, митрополит Филарет, вернувшийся из польского плена. Возведенный в патриарший сан, он до самой смерти, последовавшей в 1633г., оставался, по существу, соправителем своего сына. Его деятельность немало способствовала укреплению централизованного управления Русским государством и росту общего благосостояния Руси после смуты.

После смерти царя Михаила (23 июля 1645 г.) ему наследовал его 16-летний сын Алексей. Однако фактически регентство осуществлял воспитатель царя Алексея боярин Б. И. Морозов, как глава важнейших приказов (ведомств). В ходе его реформ во многих городах России начались восстания. После свержения боярина Морозова царь Алексей Михайлович, до этого не проявлявший особого интереса к управлению государством, решил царствовать самостоятельно. По его инициативе Земский собор разработал проект нового законодательства, принятого 29 января 1649 г.

Церковные реформы, проведенные патриархом Московским и всея Руси Никоном с согласия царя Алексея, заключались в правке литургических текстов в соответствии с греческими оригиналами. Следствием этой реформы стал раскол Русской православной церкви на «никонианцев» и старообрядцев (раскольников).

Русские богослужебные книги и религиозные обряды отличались от греческих. Причиной этих отличий были ошибки при переводе или переписывании текстов. С 1653 г. началось печатание исправленных или вновь переведенных богослужебных книг.

Несмотря на скорую (1658) отставку патриарха Никона, претендовавшего на слишком большую роль церкви в государственной жизни страны, старообрядчество навсегда осталось в оппозиционном положении. Его сторонники были объявлены еретиками, их жестоко преследовали. В 1682 г. был сожжен на костре протопоп Аввакум, один из первых противников патриарха Никона. Продолжение преследований привело к тому, что раскол становился знаменем неповиновения правительству: старообрядцы отказывались служить в армии и принимать присягу, участвовали во многих народных восстаниях и смутах (1670-1671, 1689, 1709).

Коломенский деревянный дворец. Строители плотничий староста Семен Петров и плотник Иван Михайлов «со товарищи». Конец XVII в.

После смерти царя Алексея Михайловича (1676) на трон взошел его сын Федор. При 14-летнем царе, страдавшем неизлечимой болезнью, приобрели силу его родственники Милославские и сестра Софья.

В России было упразднено местничество — существовавшая с XV в. система распределения чинов при назначении феодалов на военную, административную и придворную службу в зависимости от родовитости, служебного положения предков и частично личных заслуг. Отныне на первый план выступали личные деловые качества.

Смерть Федора Алексеевича (1682) вызвала острую борьбу за московский трон. В итоге «первым» царем был провозглашен Иван V.

Иоанн V Алексеевич (1666-1696), русский царь с 1682 г., сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, он был провозглашен царем вместе с младшим братом, будущим царем Петром I; до 1689 г. за них правила сестра Софья.


Вернуться на Главную