Живопись. Собрания музеев, национальных галерей Живопись


Каспар Давид Фридрих. «Гибель «Надежды» во льдах». 1824 г. Холст, масло. 97,8 х 128,2 см. Кунстхалле. Гамбург

Когда Каспар Давид Фридрих (1774—1840) — самый известный немецкий художник-романтик — создал «Гибель "Надежды" во льдах», он, возможно, знал тернеровскую поэму «Обманчивость надежды», потому что в более раннем варианте своей картины (сейчас утраченном) написал на гибнущем корабле слово «надежда». В любом случае, Фридрих разделял отношение Тернера к человеческой судьбе. Картина, как это часто случалось и раньше, была откликом на реальное событие — бедствие, постигшее экспедицию Уильяма Парри в Арктике в 1815—1820 году — художник придал этому сюжету символическое звучание.

Интересно, как бы изобразил такую сцену Тернер? Пожалуй, для него она была бы слишком статичной, но Фридриха как раз и привлекала эта неподвижность. Нагромождение ледяных глыб он воспринимал, как своего рода гигантский мегалитический памятник поражению человека, воздвигнутый самой природой. Ощущение бесконечного, щемящего одиночества, внушаемое картиной, отражает меланхолическое состояние души самого художника. Здесь нет и намека на «подкрашенный пар» — кажется, что сам воздух промерз — нет и никаких проявлений индивидуального почерка художника. Сквозь покрытую краской поверхность мы видим реальность, созданную словно бы без всякого участия художника. Такая манера письма — тщательная и лишенная личной окраски — особенно характерна для немецкой романтической живописи. Она берет свое начало в раннем неоклассицизме, однако немцы, у которых традиции барочной живописи были слабы, приняли эту манеру с большей готовностью, чем англичане и французы.


Ремонт карданных валов Богучар на сайте cardan-val-voroneg.ru.
Вернуться на Главную