Живопись. Собрания музеев, национальных галерей Живопись


Гейнсборо. Портретная живопись осталась единственным источником доходов для английских художников. В этом жанре они также создали в XVIII веке особый стиль, отличный от доминировавшей в нем континентальной традиции. Его величайший мастер, Томас Гейнсборо (1727—1788) начал с пейзажной живописи, но стал в конце концов любимым портретистом британского высшего общества. 319— Томас Гейнсборо. Портрет актрисы Сары Балетный театр новейшего времени (45-80 гг.) Разнообразие, сложность и противоречивость развития балетного театра после второй мировой войны. Стремление хореографов сблизиться с современностью. Отход от академических позиций, возникновение новых балетных трупп, выдвижение новых имен балетмейстеров, стремящихся к свободе творчества.

Томас Гейнсборо. Портрет Роберта Эндрюса с женой. Ок. 1748—1750 г. Холст, масло. 69,9 х 119,4 см. Национальная галерея, Лондон.

Сиддонс. 1750 г. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон

В его ранних портретах — таких, как «Роберт Эндрюс и его жена» (илл. 318) — ощущается то лирическое обаяние, которое не всегда присутствует в его более поздних картинах. Если вспомнить Ван Дейка с неестественностью его «Карла I на охоте» (см. илл. 289), то этот сельский помещик и его жена ведут себя вполне раскованно и без претензий, в соответствии с обстановкой. Хотя пейзаж и заимствован у Рейс- даля и его школы, его озаряет такая солнечная, приветливая атмосфера, какой никогда не достигали (или не стремились достичь) голландские мастера. Кажущаяся на первый взгляд случайной грациозность фигур косвенно напоминает о стиле Ватто. Более поздние портреты Гейнсборо, вроде изысканнейшего изображения знаменитой актрисы г-жи Сиддонс (илл. 319), имеют другие достоинства: их отличает холодная элегантность, в которой чувствуется стремление переложить аристократические позы Ван Дейка на художественный язык XVIII столетия, а также текучая, прозрачная живописная манера, напоминающая стиль Рубенса.

Вернуться на Главную