Живопись. Собрания музеев, национальных галерей Живопись


Соединенные Штаты

Американские художники были в числе первых последователей Мане и его кружка. В 1855 году учиться живописи в Париж приехал Джеймс Эббот Макнейл Уистлер (1834—1903). Через четыре года он переехал в Лондон, где прожил до конца жизни, но в шестидесятых годах наезжал во Францию и поддерживал тесную связь с набиравшим силу импрессионизмом. В наиболее известной его картине «Аранжировка в черном и сером. Мать художника» плоскостное решение говорит о влиянии Мане, а строгая точность рисунка напоминает портреты Дега. То, что эта картина прославилась, как символ «культа матери», получившего распространение уже в наше время, является парадоксом популярной психологии, который расстроил бы Уистлера — художник всегда хотел, чтобы его картины ценили только за их формальные достоинства. Буддизм возник на территории Индии в середине I тыс. до н. э. и является по времени возникновения первой мировой религией. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы. Отец оберегал его от страданий, мальчик не знал горя, не видел болезней и смертей. Но однажды в течение одного дня Гаутама совершенно случайно встретился с нищим, прокаженным и увидел труп.

Джеймс Эббот Уистлер. «Аранжировка в сером и черном. Мать художника». 1871 г.

380. Джеймс Эббот Уистлер. «Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета». Дерево, масло. Ок. 1874 г. 60,3 х 46,7 см. Институт искусств. Детройт. Дар Декстера М. Ферри мл.

случайные эффекты, он не стремился придать изображаемому сходство с чем-либо реальным, а искал лишь чисто формальную гармонию. Несмотря на то, что он редко так же последовательно осуществлял на практике свои принципы, как это было в «Падающей ракете», его объяснение звучит пророчески и предсказывает появление американской абстрактной живописи (см. илл. 446).


Вернуться на Главную