Живопись. Собрания музеев, национальных галерей Живопись


Питательную среду для примитивизма, в в поисках которого Гоген пускался в столь дальние путешествия, Паула Модерсон-Бекер (1876—1907) нашла для себя в маленькой деревушке Ворпсведе, недалеко от ее родного города Бремена, в Германии. Среди поселившихся здесь художников и писателей был лирический поэт-символист Райнер Мария Рильке, друг Родена, некоторое время служивший у него секретарем. Рильке побывал в России и находился под большим впечатлением от жизни русских крестьян, которая поразила его необычайной чистотой. Влияние Рильке на колонию в Ворпсведе сказалось и на Модерсон-Бекер, чьи последние работы явно предвосхищали искусство модерна. Ее «Автопортрет» (илл. 404), исполненный нежности и одновременно силы, и написанный за год до безвременной смерти художницы, представляет собой переходную стадию от символизма Гогена и его последователей, покорившего ее в Париже, куда она приезжала, к экспрессионизму.

Паула Модерсон-Бекер. «Автопортрет». 1906 г. При ознакомлении с техникой древней русской иконописи нельзя не заметить, как много общего находится в ней с техникой живописи темперой, методы которой изложены в приведенных главах трактата Ченнино Ченнини. Так, излагаемый им последовательный ход живописной работы осуществлялся и иконописцами. Одежды, здания и фон вообще, носившие у них общее название «доличного», выполнялись ими, как правило, прежде лиц и фигур. Также практиковалось составление трех телесных тонов тела — один светлее другого, когда приступали к живописи тела, которая почти доводилась этими тонами до конца. Что русские иконописцы придерживались этого метода — это явствует из письменных же источников.

Холст, масло. 61 х 50,2 см. Публичная художественная коллекция. Музей искусств. Базель «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство.

Краски на картинах Модерсон- Бекер интенсивны, как у Матисса и фовистов (см. стр. 416—418). С другой стороны, нарочито упрощенные формы перекликаются с экспериментами Пикассо, которым предстояло ярче всего выразиться в «Les Demoiselles d'Avignon» (см. илл. 422).


Вернуться на Главную